Анализ результатов анкетирования «Питание глазами учащихся» В последние годы особое внимание уделяется вопросам организации горячего питания детей и подростков во время пребывания их в школе, ведь качественная организация питания способствует профилактике неинфекционных заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию подрастающего поколения, создает благоприятные условия для адаптации к современной жизни. С целью анализа ситуации по вопросам организации и качества питания в школьных столовых в феврале 2022 года проведен социологический опрос среди школьников Брестской области методом анонимного анкетирования, В анкетировании приняли участие 14172 детей и подростков, учащиеся средних школ Брестской области. Среди анкетируемых доля учащихся 1-4 классов составила 39,7%, 5-11 классов – 60,3%, доля респондентов городских школ составила 51,1%, сельских школ – 48,9%. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому полноценный завтрак необходим для покрытия энергозатрат. Большинство (69,1%) участников социологического опроса дали утвердительный ответ на вопрос о том, завтракают ли они перед выходом из дома. Делают это нерегулярно 21,5% респондентов, 9,4% опрошенных не считают необходимым принимать пищу перед выходом в школу. По результатам анкетного опроса в городских школах 70,3% респондентов предпочитают завтракать (обедать) в школьной столовой. Завтракают (обедают) в школьной столовой и дополнительно пользуются услугами буфета 24,1% участников опроса. Не посещают школьную столовую 3,5% респондентов Анкетный опрос в сельских школьных столовых показал, что 94,7% респондентов предпочитают завтракать (обедать) в школьной столовой. Завтракают (обедают) в школьной столовой и дополнительно пользуются услугами буфета 4,6% участников опроса. Не посещают школьную столовую 0,4% респондентов. В результате опроса по городам было установлено, что чаще всего дети и подростки в школьной столовой употребляют «чай (компот)», на это указали 76,0% респондентов, а 69,3% учащихся постоянно употребляют второе блюдо с гарниром. Следующим по популярности среди продуктов, постоянно употребляемым школьниками в столовой является «выпечка (булочка)», на это указал более половины респондентов (52,3%). Постоянно употребляют в школьной столовой «салат» 43,6% участников опроса. В результате опроса на селе было установлено, что чаще всего дети и подростки в школьной столовой употребляют второе блюдо с гарниром, на это указали 82,4% респондентов, а 81,2% учащихся постоянно употребляют «чай (компот)». Следующим по популярности среди продуктов, постоянно употребляемым школьниками в столовой является «салат», на это указала половина респондентов (53,7%). Постоянно употребляют «выпечку (булочку)» в школьной столовой 45,8% участников опроса. В целом, указанные продукты с той или иной периодичностью употребляются в пищу учащимися. Анализ анкетирования также показал, что более половины учащихся (59,6%) предпочитают употреблять салаты из свежих овощей. «Салаты, включающие в себя 1-2 продукта» больше всего нравятся 21,7% опрошенных. Выбирают «сложные салаты, включающие в себя 3 и более продуктов» 12,4% учащихся. Салаты из квашенных (соленых) овощей предпочли только 6,3% респондентов. По результатам опроса, было установлено, что больше всего детям и подросткам в школьной столовой нравятся блюда из мяса, птицы – на это указали 44,7%. На втором месте блюда из картофеля – 29,6%. Блюда из круп, макаронных изделий наиболее востребованы среди 12,6% учащихся. Наименее привлекательными для ребят являются блюда из рыбы (6,6%) и блюда из овощей (6,5%). Большинство опрошенных детей и подростков (79%) довольны тем, как готовят пищу в школьной столовой, считают приготовленные блюда вкусными и хорошего качества. Среди участников опроса 20,4% респондентов указали на то, что в школьной столовой иногда их кормят вкусно, иногда – нет. О том, что в школьной столовой им приходится питаться невкусной, плохо приготовленной пищей, заявил небольшой процент респондентов (0,7%), при этом в сельских школах данный процент составляет 0,4%, а в городских школах – 0,9%. Анализ анкетирования показал, что 89,4% школьникам предлагают в столовой достаточно теплую пищу. В среднем, каждый десятый участник опроса (9,7%) иногда вынужден употреблять в школьной столовой в пищу уже остывшие завтраки и обеды. Для 0,9% детей и подростков ситуация, когда им приходится питаться холодной едой является привычной. По результатам опроса, подавляющее большинство школьников (95,8%) полностью устраивает обслуживание в школьной столовой. Недовольны качеством обслуживания столовой в их школе 4,2% детей и подростков, при этом в городских школах данный процент составляет 5,6%, а в сельских школах – 2,7%. По утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям мытье посуды и кухонного инвентаря необходимо проводить после каждого приема пищи и осуществлять его нужно должным образом. Положительная оценка качества мытья посуды дана подавляющим большинством респондентов (94,6%). Небольшая часть школьников (4,4%) утверждает, что в их столовой посуда, в которой подают пищу, не всегда является чистой. На то, что посуда в школьной столовой плохо вымыта, указали 1,1% учащихся. Анализ анкетирования показал, что подавляющее большинство учащихся (91,9%) моет руки перед приемом пищи. Иногда садятся за стол с грязными руками 7,3% школьников. Незначительный процент респондентов (0,8%) не задумывается о всей важности процесса гигиены и не имеют привычки мыть руки перед едой. Состояние здоровья детей в настоящее время является актуальной проблемой и заслуживает серьезного внимания со стороны образования и здравоохранения, учитывая то, что дети в школе проводят большую часть времени, одним из важнейших факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения, является грамотная и качественная организация питания школьников. Создание благоприятных условий для питания школьников – одна из задач, стоящая сегодня перед каждым общеобразовательным учреждением. |
По материалам ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»