РИСКИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОДУКЦИИ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Автор: | 19.05.2021

Законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регламентируются санитарно -эпидемиологические требования для объектов   общественного питания, торговых объектов, рынков при обращении пищевой продукции. Данные требования изложены в санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах, которые распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не распространяются на физических лиц в рамках Указа № 337.

Вместе с тем, деятельность физических лиц, установленная Указом № 337, имеет определенное эпидемиологическое значение в части возникновения и передачи различных инфекционных и паразитарных заболеваний. Так, нарушение правил личной гигиены, условий приготовления и хранения продуктов питания, использование некачественной пищевой продукции могут быть причиной возникновения пищевых отравлений.

В связи с чем, полагаем необходимым обратить внимание на основные противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний. При осуществлении деятельности по изготовлению и реализации хлебобулочных, кондитерских изделий и кулинарной продукции физическими лицами полагаем необходимым:

привлекать к приготовлению такой продукции только здоровых людей, не имеющих инфекционных и других заболеваний, способных передаваться через пищевые продукты;

соблюдать чистоту рук, в помещении, своевременно и качественно мыть посуду, используемый инвентарь и тару, очищать задействованные в приготовлении продукции поверхности столов и оборудования; не допускать наличия насекомых и грызунов;

использовать при приготовлении продукции воду питьевого качества;

сырье для изготовления продукции следует приобретать только в установленных местах торговли — в торговой сети, соблюдать срок его годности, а также срок годности готовой продукции;

готовые кулинарные изделия, хлебобулочные и кондитерские изделия с кремом хранить в холодильнике (в том числе при продаже); избегать контакта готовой продукции и сырой (в том числе яйца); для упаковки продукции использовать тару, предназначенную для контакта с пищевыми продуктами.

Потребителю при выборе товара необходимо обратить внимание, какие сведения содержатся в объявлении о продаже  либо на главной странице интернет-магазина. Там должно быть наименование продавца, т.е. организации, которая торгует через этот интернет-магазин, ее местонахождение, учетный номер плательщика. Для индивидуального предпринимателя это ФИО, адрес и сведения о государственной регистрации и наименовании органа, который осуществил такую регистрацию. Обязательна информация о стране происхождения товара, о гарантийном сроке (если он установлен), о цене (она должна быть указана в белорусских рублях), является ли товар конфискованным или обращенным в доход государства иным способом, является ли товар бывшим в употреблении или в нем устранялся недостаток, чтобы потребитель понимал, какой товар он может приобрести. При этом информация о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, обязательно должна находиться рядом с наименованием товара — потребитель не должен ее искать или предполагать ее наличие или отсутствие.

Документы, которые потребитель может запросить у продавца и которые ему обязаны предоставить, это фактически вся перечисленная выше информация. Она должна быть доведена до сведения потребителя. Но при передаче товара она также должна содержаться в прилагаемой к нему документации либо на потребительской упаковке, этикетках или передаваться иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Настоятельно не рекомендуем  приобретать товары в социальных сетях у физлиц либо по объявлениям. Дело в том, что, как правило, через социальные сети товары продают просто граждане, которые не зарегистрированы в качестве субъектов хозяйствования, это не ИП или юрлица. И в данном случае получается, что потребитель приобрел товар просто у физического лица, это сделка между двумя физлицами, на такие взаимоотношения закон «О защите прав потребителей» не распространяется. Вы должны понимать, что в последующем несете риски покупки не у профессионального продавца. Товар может оказаться некачественным или вообще не соответствовать описаниям.

Если вдруг возникают какие-то проблемы с товаром, например, с его качеством, в этом случае разрешить спор можно только в судебном порядке. Здесь, конечно же, лицо, купившее товар у физического лица, несет существенные риски. Продавца, к сожалению, бывает невозможно найти, поскольку   он мог быть под ненастоящим именем, никаких его реквизитов нет.

Стоит помнить о том, что продукция, реализуемая физическими лицами, как правило, не имеет документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Кроме того, неизвестно здоров ли человек, который продает товар, соблюдает ли он элементарные правила личной гигиены, что весьма актуально и значимо во время напряженной эпидемиологической ситуации по вирусным инфекциям, в т.ч. COVID-19. Употребление в пищу таких продуктов может привести к серьезным последствиям для здоровья человека (вирусные инфекции, дизентерия, сальмонеллез, гельминтозы, отравление грибами и др.).

                                                                            Ляховичский районный ЦГиЭ